Остаться один на один со своей поврежденной машиной, когда виновник скрылся с места ДТП, – перспектива малоприятная, но и из такой ситуации можно выйти с честью, сохранив деньги на ремонт, если знать, как правильно действовать.
Сразу отметим, что при всей строгости законодательства, которое предусматривает серьезные наказания за сокрытие водителей, подобные инциденты – это не такая редкость, как хотелось бы. На аварии, с места которых уезжают виновники, по итогам 2019 года пришлось почти 11% случаев в общей массе происшествий.
Разбираемся, как действовать, чтобы наказать виновного за неправомерные действия и компенсировать понесенные убытки.
Первое правило потерпевшего водителя: не паниковать. Не нужно ни за кем гнаться, пытаться расследовать ситуацию «по горячим следам», расстраиваться, скандалить и т. д. Лучше спокойно вызвать сотрудников ГИБДД, оформить происшествие, согласно правилам и зафиксировать все его обстоятельства. Как минимум, это необходимо для получения возмещения по страховке каско, а если виновник все-таки найдется, то для обращения к его страховщику для компенсации по договору ОСАГО.
Первое, что надо сделать, если виновник скрылся с места ДТП:
Если автомобиль мешает проезду, его нужно убрать с дороги, предварительно зафиксировав расположение, а также обломки, осколки стекла и другие детали аварии на видео или фото. В остальных случаях трогать что-либо (убирать запчасти, собирать вещи, разбросанные на дороге) нельзя. В идеале должны остаться не затоптанными даже следы шин.
Пока сотрудники ГИБДД едут, стоит поискать поблизости людей, которые могли стать свидетелями инцидента, это могут быть:
У всех, кто мог что-либо видеть, нужно взять реквизиты для связи. Если есть время, сразу можно оформить свидетельские показания (в свободной форме, главное, чтобы было описание ситуации, полное имя и подпись с расшифровкой).
Чем внимательнее проштудировать местность, тем выше шансы, что найдутся свидетели – люди, а еще лучше камеры наблюдения. Просто оглянитесь, возможно, на вас уже смотрит какой-нибудь объектив. Очень хорошо, если администрация здания, в котором установлена камера, сразу пойдет навстречу потерпевшему и предоставит данные на носителе информации. Если нет, придется брать соответствующее предписание в ГИБДД и возвращаться за съемкой.
Сотрудники ГИБДД по прибытии оформляют протокол – официальное подтверждение факта дорожной аварии и главный документ, который потребуется на каждом шаге в поисках справедливости. Очень важно, чтобы он был оформлен правильно.
На что смотреть:
После подписания протокола, который зафиксировал происшествие, свершившееся де-факто, превращает в инцидент, случившийся де-юре (то есть делает его страховым событием), надо позвонить страховщику. В разговоре обязательно нужно сообщить, что виновник ДТП скрылся с места происшествия, описать видимые повреждения, ответить на вопросы по страховому договору и согласовать дату доставки транспорта на осмотр (как правило, на это дается от 3 до 5 дней).
Передавая госавтоинспектору видеоматериалы и фото, сделанные сразу после аварии, следует предварительно скопировать их себе (или записать для ГИБДД весь «архив» на флеш-накопитель, а себе оставить оригиналы). Это нужно для предоставления страховщику.
Оценка ущерба машины, пострадавшей в отсутствие водителя или при его участии (но не виновности) проводится в 2 этапа:
По итогам обоих мероприятий оформляются протоколы осмотра/экспертизы. Их нужно проверить и сделать для себя копии.
Конечно, виновника, покинувшего место инцидента, надо искать. Это делают как уполномоченные органы, так и (в некоторых случаях) службы страховых компаний. Если у водителя есть каско, по которому он может получить возмещение до обнаружения виновника, последнее становится интересом страховщика, который нередко работает куда эффективнее правоохранительных органов. Он может спросить с виновника выплаченную сумму по праву регресса.
Официальный розыск эффективен в трех случаях:
В первом и последнем случае дается ориентировка с описанием разыскиваемого транспорта, и если тот все еще на дороге, рано или поздно он попадет в камеру фиксации правонарушений или будет остановлен дежурными инспекторами. По правилам, все автомобили, которые подпадают под описание из ориентировки, останавливаются для проверки. В некоторых случаях могут вестись также опросы ближайших к месту происшествия СТО (если известно, как поврежден авто) на предмет обращений виновника.
Если нарушитель причинил вред людям, ГИБДД может объявить план-перехват и обязательно подключит полицию (уголовный розыск). Велика вероятность, что поиски будут вестись намного активнее (поскольку административный проступок в таком случае превращается в уголовное дело – куда более тяжкое деяние).
Увы, активность официального розыска далеко не всегда достаточна, особенно если ущерб не очень большой. Но это не повод для расстройства. Как показывает практика, потерпевшие водители нередко добиваются успехов, разыскивая виновника самостоятельно.
Что можно сделать:
Для потерпевшего есть всего одно ограничение, но оно очень важное. Нельзя гнаться за нарушителем. Если он вернется до подписания протокола, хорошо, проще будет оформить компенсацию. Если не вернется, то его признают скрывшимся и будут искать.
А вот если сам пострадавший уедет, ему тоже вменят сокрытия с места ДТП и назначат штраф. Плюс, в состоянии аффекта (или азарта погони) велики шансы угодить в новую аварию, виновником которой будет уже преследователь, а не сбегающий водитель.
Повреждения машин, тесным рядком «спящих» в ожидании хозяина у его подъезда во дворе многоквартирного дома, – это отдельный случай. Сотрудники ГИБДД на подобные происшествия выезжать не особо любят. Да и виновники далеко не всегда оказываются фактическими нарушителями – чаще они попросту не замечают, что повредили чей-то автомобиль при парковке.
Но все это не отменяет возможности получить компенсацию. Действия те же: вызов инспектора, фиксация обстоятельств, предупреждение страховщика, и главная ставка – на поиск свидетелей. Во дворе их больше (не только из тех, кто прогуливается, окна некоторых квартир могут выходить на место событий).
Как уже говорилось, действия правоохранительных органов прямо зависят от обстоятельств. Если причинен ущерб здоровью людей, поиски будут быстрыми и активными. Велика вероятность, что нарушителя обнаружат в тот же день. При наличии подробного описания машины виновника, будут проводиться проверки на дорогах. По госномеру – аналогично (скорее всего, найдут).
Если же пострадавший водитель отсутствовал в момент ДТП и сразу не найдется свидетелей или записей с камер, в объектив которых попала авария, официальный розыск с большой долей вероятности станет, скорее, формальным, чем реальным. Останется надеяться только на себя – размещать объявления в интернете и ждать, пока кто-нибудь откликнется и поможет. Свидетели есть всегда, это нужно понимать.
Статистика такова:
Главная сложность поиска – его предмет. Официальные органы обычно ищут именно машину, а не водителя, которого свидетели могли и не рассмотреть. Логично, что нарушитель, который не хочет быть пойманным, просто сменит авто (у многих их несколько). Или станет пешеходом на 3 месяца, чтобы не стать им на 12–18 месяцев (об этом чуть ниже).
Другая трудность связана с авариями во дворах или в местах выгрузки товаров в магазины. И в первом, и во втором случае у нарушителя могут появиться сообщники – соседи, которые его узнали, но не хотят «выдавать», или охрана магазина, допустившая сокрытие водителя компании, поцарапавшего чужую машину (они могут попросту стереть запись с камеры или затягивать с ее выдачей).
Почему водителю, который скрылся с места происшествия, проще оставить машину на постой на 3 месяца? Все дело в ст. 4.5 КоАП, которая устанавливает срок давности для административных нарушений в 3 месяца. Да, его можно перезапустить, но этого добиваются далеко не все. Куда чаще дело просто закрывается по прошествии установленного периода, и нарушитель снова может возвращаться за руль, не рискуя получить штрафа или иного наказания.
Исключением из этого правила являются только обстоятельства, связанные с уроном здоровью и жизни людей. В таком случае действия нарушителя квалифицируются уже не по КоАП, а по УК (ст. 264). И срок давности увеличивается до 2–15 лет в зависимости от степени нанесенного ущерба. Причем сокрытие с места аварии в этом случае станет отягчающим обстоятельствам, особенно если пострадавшим срочно требовалась помощь, а водитель ее не оказал (оставление без помощи в опасном для жизни состоянии, ст. 265 УК).
Хорошая новость состоит в том, что деньги на восстановление автомобиля можно истребовать с виновника, который скрылся, даже когда его административная ответственность будет снята по истечению строка давности. Для подачи иска в суд на компенсацию материального ущерба потерпевшему (или его страховщику, если есть договор каско) закон дает 3 года.
Как правило, сотрудники ГИБДД проявляют активность, если ущерб потерпевшему очень серьезный (или тотальный) либо нанесен вред здоровью людей. При таких обстоятельствах поиски могут длиться годами.
В остальных случаях фактический розыск прекращается через 3–6 месяцев. Если машина попадает в базу розыска, и нет причин ее оттуда удалять, проверки на дорогах продолжатся (все автомобили будут прогонять через базу).
Получить страховое возмещение в случае ДТП, виновник которого уехал, можно сразу по полису каско или по ОСАГО после обнаружения нарушителя. В первом случае есть нюанс: по каско страховка выплачивается сразу, если в ее правилах не установлено обязательное требование по идентификации виновника. Так бывает, что страховщику для согласования выплаты нужна не «поимка» виновного водителя, а установление его личности. На подобные условия нужно смотреть еще до подписания страхового договора.
Если по правилам страхования каско нет требования о предоставлении данных о виновнике, подавать претензию на возмещение можно сразу. Для этого надо составить заявление и приложить к нему:
По ОСАГО можно претендовать только на компенсацию ущерба здоровью, для этого надо обратиться в РСА, предоставить протокол, справку об открытии уголовного дела и медицинские справки (чеки, если лечение уже проведено). Максимальный размер возмещения, согласно 40-ФЗ составит 0,5 млн рублей.
Если виновник обнаружен и у него есть обязательная страховка (а еще – действующий техосмотр), можно претендовать на компенсацию по обоим договорам – ОСАГО в пределах установленных лимитов и каско в сумме, не покрытой максимальной выплатой по обязательной страховке. Что надо из документов:
Если потребуются другие документы для уточнения обстоятельств случая, который может квалифицироваться, как страховой, сотрудники страховой организации об этом сообщат. При отсутствии у виновника ОСАГО или просроченной диагностической карте, опять же, спасает только на каско. Документы для выплаты нужны те же.
Наказание за «побег» с места аварии устанавливается судом. Ст. 12.27 КоАП в п. 2 предусматривает альтернативные санкции (в том смысле, что суд вправе назначить только что-то одно):
Если виновник докажет, что у него была уважительная причина для спешки (вез в роддом жену со схватками, в больницу друга-сердечника с признаками инфаркта и т. д.), суд может не назначить ему наказания. Но здесь важно понимать: далеко не все, из-за чего человек действительно может торопиться, признается уважительной причиной для сокрытия с места аварии.
Кроме того, такие причины учитываются, только если вред нанесен машине, не людям. За ущерб здоровью придется отвечать по всей строгости (условный срок или лишение свободы).
Так бывает: человек случайно повредил чужой транспорт и поддался естественному импульсу – бежать, потом опомнился и вернулся на место событий. Подобный поступок законом поощряется, но лишь при условии, что виновник успеет до оформления протокола ГИБДД.
В таком случае нарушителю грозит только штраф 1000 рублей. Аналогичный штраф, кстати, получит потерпевший водитель, если он поддастся порыву погнаться за «обидчиком» и тоже скроется с места аварии.
Если виновник скрылся с места ДТП, чтобы доставить пострадавшего в нем человека в больницу (а затем вернулся договариваться с другими водителями), ему могут не назначить штрафа. Кроме того, даже при его возвращении после подписания протокола, суд может принять решение оставить дело без рассмотрения, поскольку такое действие считается смягчающим обстоятельством.
Аварии, с места которых «бегут» виновники, – это не распространенная практика, но и не особая редкость. Они случаются, и в момент такого происшествия важно собраться, чтобы все сделать правильно, получить выплату, отремонтировать машину и забыть про инцидент. В состоянии стресса сориентироваться проще, если заранее разобраться с правилами поведения в подобных обстоятельствах.
Поэтому сохраните себе этот материал, делитесь им с друзьями, коллегами и знакомыми, чтобы они тоже знали, как правильно действовать в специфических условиях. И конечно, всегда продумывайте риски, выбирая, где поставить автомобиль, и каким маршрутом ехать. Лучше знать, но не воспользоваться тактикой действий в ДТП, с места которого скрылся виновник, чем не знать и растеряться, если авария произойдет.